Информационное обеспечение
Использование информационных технологий
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Использование информационных технологий помогает педагогу повысить мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:
- обогащение детей знаниями в их образно – понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;
- возбуждение живого интереса к предмету познания;
- расширение общего кругозора детей;
- возрастание уровня использования наглядности на занятии;
- повышение производительности труда педагога.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно – временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
Информационные технологии значительно повышают эффективность и качество воспитательно-образовательного и учебно-воспитательного процесса, в частности, они позволяют педагогам находить оптимальные способы и методы овладения детьми старшего дошкольного возраста компьютерными средствами в момент перехода от синтезирующего восприятия к аналитическому, от образного мышления к логическому, от символической базы обучения к теоретической.
В связи с этим создано большое количество компьютерных развивающих игр для детей разного возраста, которые тренируют координацию движений, внимание, память, логику и умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Такие игры формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств для осуществления своей деятельности. При этом важно, чтобы дети не попали в зависимость от своего «компьютерного друга», а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению. Так, считается, что за компьютером дети могут играть вместе, находя общее решение. Взрослые только помогают детям советами. Такие совместные игры помогают снять ряд трудностей в общении детей.
Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля, а также помогают развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию. Занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.