МОУ "Ивановская СОШ"
д.Ивановска, Куркинский район, Тульская область
  • Образовательные процесс

    Организация образовательного процесса, поддержка детской инициативы

    В МОУ «Ивановская СОШ» д/с реализуется основная образовательная программа ДОУ, разработанная на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой и инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы Т.С. Комаровой Э.М. Дорофеевой.

    В программе сочетаются классическое дошкольное образование и современные образовательные технологии. Новый формат детско-взрослого взаимодействия - "умение слышать голос ребенка" и нацелена на развитие детской инициативы.

    Главное нововведение новой программы — это нацеленность на создание пространства детской реализации — поддержку творчества, инициативы, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации.

    Основные инновации:

    Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, на дополнительные занятия и пр.

    Введены новые элементы режима дня: утренний круг

    Принята концепция образовательного результата, где гармонично сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и освоение знаний, умений, навыков. Вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и  вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации, «ровестничество» — технология создания детского сообщества и др.

    Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы. Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу.

    Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-пространственной среды, нацеленной на  самостоятельные детские активности и  возможность найти каждому ребенку занятие по интересам.

    Значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения, навыки) проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др.

    Предлагается новый формат взаимодействия с  родителями, когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и  партнеры, у  которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.

    Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка

    Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО

    В МОУ «Ивановская СОШ» обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

    1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей …

    2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям …

    3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми

    4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности

    5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

    С учетом ФГОС ДО модель организации образовательной деятельности включает в себя:

    - совместную деятельность детей и взрослого, где выделяются непрерывная

    образовательная деятельность с основными формами организации: игра, наблюдение,

    экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа) и

    решение образовательных задач в процессе режимных моментов и прочие;

    - самостоятельная деятельность детей, а именно развивающая предметно-

    пространственная среда, соответствующая требованиям.

    Образовательная деятельность реализуется в 5 образовательных областях, представляющих определенные направления развития и образования детей:

    Социально-коммуникативное развитие;

    Познавательное развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно-эстетическое развитие;Хочу такой сайт

    Физическое развитие.

    Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах

    деятельности:

    В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными

    динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами,

    общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством

    взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами, восприятие

    смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;

    Для детей дошкольного возраста (4 года – 7 лет) – ряд видов деятельности, таких

    как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры,

    коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),

    познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и

    экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и

    фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на

    улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,

    бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

    музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,

    музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и

    двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

    Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию

    совместной деятельности педагога с детьми:

    с одним ребенком (индивидуальная);

    с подгруппой детей(подгрупповая);

    с целой группой детей (фронтальная). Фронтальная форма организации обучения.

    Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание.

    СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

     

    Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.

     

    Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:

     

    — самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;

    — развивающие и логические игры;

    — музыкальные игры и импровизации;

    — речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;

    — самостоятельная деятельность в книжном уголке;

    — самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;

    — самостоятельные опыты и эксперименты и др.

     

    В   развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:

    — развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;

    — создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

    — постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

    — тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

    — ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;

    — своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;

    — дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно про-сто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;

    — поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

     

    2-я младшая группа

     

    В     младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Следует проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения возникающих проблем.

     

    Воспитатель показывает детям пример доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением и примером воспитатель поддерживает стремление к   положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.

    Младшие дошкольники — это в первую очередь деятели, а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творочестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровиза-ции и т. п.).

     

    Средняя группа

     

    Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в   которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним одновременно проезжали 2 или 3 машины и пр.). В своих познавательных интересах ребенок средней группы начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «За-чем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру. Нередко ребенок многократно обращается к воспитателю с одними и теми же вопросами, чтобы докопаться до волнующей его истины, и от воспитателя требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать ответы. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность на равных обсуждать их помогает, с  одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой — укрепляет доверие дошкольников к взрослому.Хочу такой сайт

    В    свободной деятельности дети по желанию выбирают интересные занятия в организованных в группе центрах активности. Это — центры игры, театрализации, искусства, науки, строительства, математики, двигательной деятельности. Во время занятий и в свободной детской деятельности воспитатель создает различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу, активность, совместно найти правильное решение проблемы (примеры таких ситуаций приведены в конкретных разделах данного пособия). По мере того как дети учатся решать возникающие перед ними задачи, у них развивается самостоятельность и уверенность в себе. Дети испытывают большое удовлетворение, когда им удается выполнить без помощи взрослого действия, которые еще совсем недавно их затрудняли. Эти маленькие победы воспитатель всегда высоко оценивает.

    У детей средней группы идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Поддерживая их, воспитатель специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Это ситуации взаимной поддержки и взаимной помощи детей, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам: «Помоги другу», «Поделись с другими», «Нашим животным с нами хорошо», «Мы — помощники в группе» и др. Воспитатель пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.

    Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей  в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.

    Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся (смена части игр — примерно 1 раз в 2 месяца). Около 15% игр должны быть предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность ребятам, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

    В    средней группе активно развивается детская самостоятельность. Постепенно совершенствуются умения дошкольников самостоятельно действовать по собственному замыслу. Сначала эти замыслы не отличаются устойчивостью и   легко меняются под влиянием внешних обстоятельств. Поэтому воспитателю необходимо развивать целенаправленность действий, помогать детям устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, учить находить и исправлять ошибки. Помощниками в этом могут стать картинки, фотографии, модели, наглядно, по шагам демонстрирующие детям очередность выполнения действий от постановки цели к результату. Это может быть последовательность процесса создания постройки, выполнения аппликации, бытового труда и пр.

    В   режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

     

    Старшая и подготовительная группы

     

    Переход в старшую и особенно подготовительную группу связан с изменением статуса дошкольников в детском саду. В общей семье воспитанников детского сада они становятся самыми старшими. Воспитатель помогает детям осознать и эмоционально прочувствовать свое новое положение в детском саду. Такие мотивы, как «Мы заботимся о малышах», «Мы — помощники воспитателя», «Мы хотим узнать новое о мире и многому научиться», «Мы готовимся к   школе», направляют активность старших дошкольников на решение новых, значимых для их развития задач.

    Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений.

    Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.

    Следует отметить, что на седьмом году жизни нередко возникают сложности в поведении и общении ребенка со взрослыми. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Ребенок порой ведет себя вызывающе, манерничает, кого-то изображает, кому-то подражает. Он как бы примеряет на себя разные модели поведения, заявляя взрослому о своей индивидуальности, о   своем праве быть таким, каким он хочет. Психологи связывают это с проявлением кризиса семи лет.

    Появление подобных особенностей в поведении должно стать для близких взрослых сигналом к перемене стиля общения с ребенком. Надо относиться к нему с большим вниманием, уважением, доверием, активно поддерживать стремление к самостоятельности. Старшие дошкольники очень чувствительны к оценкам взрослых. Они остро переживают, если взрослый выражает сомнение в их самостоятельности, ограничивает свободу. Необходимо поддерживать в детях ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах.

    Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем в разных видах деятельности. При этом воспитатель использует средства, помогающие дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.

    Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя — развивать интерес к творчеству. Этому способствуют создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это — обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.

    Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей или придумать и записать в «волшебную книгу» придуманные ими истории, а затем оформить обложку и иллюстрации. Такие самодельные книги становятся предметом любви и гордости детей. Вместе с воспитателем они перечитывают свои сочинения, обсуждают их, придумывают новые продолжения историй.

    В    группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса и т. п. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит?», «Что будет, если...», «Как это изменить, чтобы...», «Из чего мы это можем сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» — подобные вопросы постоянно присутствуют в общении воспитателя со старшими дошкольниками. Периодически в «сундучке сюрпризов» появляются новые, незнакомые детям объекты, пробуждающие их любознательность. Это могут быть «посылки из космоса», таинственные письма с увлекательными заданиями, схемами, ребусами, детали технических устройств, зашифрованные записи и  пр. Разгадывая загадки, заключенные в новых объектах, дети учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить предположения, испытывают радость открытия и познания.

    Особо подчеркивает воспитатель роль книги как источника новых знаний. Он показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В трудных случаях воспитатель специально обращается к книгам, вместе с детьми находит в книгах решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и пробуждает в них стремление к овладению чтением.

    Особенности воспитательного процесса в детском саду

    Особенности воспитательного процесса в детском саду

    В МОУ «Ивановская СОШ» образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

    образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Основной целью педагогической работы ДОУ является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

    Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность.

    Игра широко используется в как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим игра (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).

    Отдельное внимание уделяется воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.

    Воспитательный процесс в ДОУ организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием.

    Для ДОУ важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебно -воспитательном процессе.

    С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, тренинги, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, кружки, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий и др.

    Игровая деятельность дошкольников

    Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.

    Типология игровой активности дошкольников

    Виды игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры):

    - сюжетно-отобразительная;

    - сюжетно-ролевая игра;

    - режиссёрская постановка;

    - театрализованная импровизация.

    Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. 

    Игры с ярко выраженным обучающим характером:

    - дидактические игры с сюжетным рисунком;

    - игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;

    - подвижные разного уровня интенсивности;

    - дидактические игры с музыкальным сопровождением.

    Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:

    - развлекающие игры;

    - интеллектуальные головоломки и состязания;

    - календарные и тематические праздники, карнавальные представления;

    - театрально-костюмированные;

    - народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

    Самостоятельная игра

    В возрасте от трёх до пяти лет ребёнок начинает открывать для себя удивительный мир сюжетно-ролевой игры, осваивая азы ролевого перевоплощения, имитации поведения какого-либо персонажа из внешнего мира. Базовой основой такой игры является сюжет, в этом возрасте излюбленными становятся бытовые сцены из семейной жизни. Осваивая сначала простейшие манипуляции с предметами, позже с их символическими заместителями, затем подражая социальным ролям взрослых, ребёнок совершенствует механизмы абстрактного мышления и проходит игровую практику изучения различных моделей поведения в обществе.

    Сюжетно-отобразительная игра

    Сюжетно-отобразительная игра появляется с трёх лет и предваряет более сложную сюжетно-ролевую. Особенностью этой игры является то, что ребёнок играет один, игровые действия сосредотачивает на игрушке, но одухотворённо отображает мир человеческих отношений, эмоции радости или разочарования, реплики спора или одобрения, поведение послушания или бунта. Таким образом, малыш не берёт на себя роль в полном объёме, но в игровых действиях по отношению к игрушке воспроизводит модель поведения, свойственную конкретному человеку.

    В возрасте четырёх-пяти лет в игре по-прежнему главными персонажами остаются игрушки, но появляется более яркое эмоциональное воплощение в жестах и мимике, динамических позах самого ребёнка или предмета. Большое значение начинают приобретать так называемые игровые атрибуты, например, машина для водителя, указка для учителя, медицинский халат врача, фуражка военного и т. д.

    Режиссёрская игра

    Режиссёрская игра наименее изученный феномен, она обладает исключительно индивидуальным характером, когда малыш, выступая в роли режиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице. Часто можно наблюдать как ребёнок, всецело поглощённый строительством дома или игрой с любимой куклой, разыгрывает сценки между вымышленными персонажами и, проговаривая их слова, как будто не замечает окружающих.

    Виды режиссёрской театральной игры:

    - настольный театр картинок или устойчивых игрушек;

    - театр теней, когда изображения персонажей передаются с помощью подачи света на экран и тёмных фигурок;

    - игры с пальчиковыми картинками, которые ребёнок надевает на кончики пальцев;

    - импровизации с куклами бибабо, состоящими из головы и платья

    - стенд-книжка с переворачивающимися иллюстрациями сюжета

    Театрализованная игра

    На основе литературного сюжета дети разыгрывают в лицах какую-либо сценку с использованием костюмов или персонажей кукольного театра (напольные или куклы бибабо, может подключаться музыкальное сопровождение или пантомима, хореография, но тогда необходима помощь взрослых. Такие игры учат детей читать настроение или эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестам, развивают чувство эмпатии, учат понимать и чувствовать окружающих людей, следовательно, выстраивать адекватное поведение. Кроме того, герои обычно являются сказочным воплощением добра и зла, светлых и тёмных сил, а как известно, добро всегда побеждает зло в финале сказки. Такая безоговорочная победа добра привлекает детей и становится основой жизненного оптимизма, стимулирует желание подражать положительным персонажам, которые являются воплощением чести и благородства.

    Сюжетно-ролевая игра

    Для старших дошкольников (6–7 лет) важным будет не обращение к игрушке, а общение с детьми, которые выполняют роли героев игрового сюжета. В этом возрасте ребёнок выходит за пределы бытовых сюжетов, его вдохновляют более широкомасштабные, «глобальные» проекты, например, полёт в космос или кругосветное путешествие, строительство железнодорожной магистрали и т. д.

    Классификация сюжетно-ролевых игр:

    - игры на бытовые сцены из реальной жизни («дочки-матери»«поход в гости»«домашние хлопоты», в которых основным героем является кукла;

    - игры на воспроизведение профессиональной деятельности людей -воспитатель, продавец, водитель, лётчик, магазин, школа и т. д. ;

    - игры, сюжетом которых становится военная тематика исторического прошлого;

    - игры на тему популярных сюжетов литературных произведений, кинематографа или мультипликационных фильмов.

    В начале игры нужно проявить изобретательность, придумав идею вокруг которой будут выстраиваться сюжетная канва игры с конкретными сценами и эпизодами. По мере обогащения жизненного опыта ребёнка замысел игры становится более сложным и самостоятельным, но поначалу дети младшего дошкольного возраста часто обращаются за помощью к взрослым.

    Начало любого проекта в ДОУ связано с одной из важных его составляющих

    – заинтересованностью детей. Нередко приходится сталкиваться с проблемой мотивации детей. Однако существует ряд эффективных методик и педагогических приемов, способствующих возникновению интереса у детей.

    Например:

    Изменить:

    - себя;

    - что-то в привычном окружении;

    - привычный порядок действий;

    Делать что-то в присутствии детей:

    - не привлекая их (дети слишком привыкли к тому, что взрослый постоянно выступает инициатором, а вот человек, увлеченно занятый делом (и взрослый особенно), привлекает детское внимание без дополнительных усилий);

    - «игнорируя» детей или попросив «не мешать» (воспитатель с младшим воспитателем сели играть в шахматы).

    Внести:

    - предмет обязательно чей-то (воспитателя, ребенка, члена семьи –принадлежность делает предмет более значимым) и положить его на стол воспитателя или другое популярное у детей место;

    Попросить о помощи (конкретной, реальной).

    Специально организовать ситуацию (перекрыть воду «Чем будем мыть руки?», заменить мыло на кирпичик).

    Договориться заранее (принести книгу, афишу, пригласительный билет, надеть одежду определенного цвета, необычно поприветствовать при встрече…).

    • Объявить тему.

    Главное, что в начале должно произойти что-то необычное и интересное, что побудило бы детей к дальнейшей совместной проектной деятельности. Ведь не секрет, что дети лучше запоминают то, что привлекло их внимание, заинтересовало и стало для них значимым.

    Типы проектов

    В зависимости от количества участников, продолжительности реализации и доминирующего вида деятельности, проекты классифицируются следующим образом:

      По количеству участников в проекте:

    - индивидуальные

    - групповые

    - коллективные

     По продолжительности выполнения проекта:

    - краткосрочные (один или несколько дней, неделя, месяц)

    - средней продолжительности (до 3 мес.)

    - долгосрочные (полугодие, учебный год)

     По доминирующему виду деятельности: (по Л. В. Киселевой)

    1 Исследовательско -творческий

    2 Информационный (практико-ориентированный)

    3 Ролево-игровой

    4 Творческий

    Способ разработки проектов

    Способ разработки проектов, связан с использованием так называемой

    модели «Трёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три

    вопроса:

    1 Что мы знаем?

    Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже

    знают об определённом предмете или явлении.

    2 Что мы хотим узнать?

    Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы

    на вопрос?

    Способы сбора информации:Хочу такой сайт

    • Чтение книг,
    • обращение к родителям, специалистам,
    • проведение экспериментов, тематических экскурсий,
    • воссоздание предмета или события.

    Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

    3 Что узнали?

    Ответы на этот вопрос дают воспитателю понять, чему научились дети.

    Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты.

    Для анализа воспитатель должен ответить на следующие вопросы: Какая

    часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в

    следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?

    Основные этапы проектирования

    I этап. Поисковый.

    Определение темы проекта.

    В самом начале проекта должны прозвучать какая-либо проблема, вопрос,

    просьба, побуждающая детей искать выход из создавшегося положения и

    решения задачи. Проблемная ситуация должна быть с опорой на детский

    личный опыт. При этом любая ситуация может приобрести проблемный

    характер.

    Педагог вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего

    формулирует проблему цели и задачи проекта. Важно при формулировке

    темы и определения сроков учитывать возрастные особенности детей.

    При определении темы и цели важно ориентироваться на итог: что мы хотим

    получить, каковы будут результат и форма его презентации.

    2 этап. Плановый.

    Разработка плана деятельности по достижению цели:

    -К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу) ;

    -В каких источниках можно найти информацию;

    -Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование) ;

    -С какими предметами научиться работать для достижения цели.

    Включение в план проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. Педагоги, дети и родители подготавливают все необходимое для проекта.

    3этап. Практический.

    Выполнение проекта .

    Работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды.

    Соблюдение принципа последовательности и регулярности в работе над проектом.

    В ходе работы над проектом необходимо создавать атмосферу сотворчества

    с ребенком, используя индивидуальный подход.

    На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям и

    родителям грамотно планировать собственную деятельность в решении

    поставленных задач.

    Воспитатель по необходимости оказывает все участникам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. На данном этапе содержание деятельности взрослого определяется фразой : «Практическая помощь по необходимости», так как у детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

    Жан Жак Руссо писал: «У ребёнка своё особое умение видеть, делать и

    чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у него это умение нашим….»

    Содержание организованной деятельности по реализации проекта также должно находить отражение в оформлении группы и центрах развития (создание новых центров и уголков, изменении содержания имеющихся).

    4 этап. Завершающий или контрольный.

    Подведение итогов.

    Проводится презентация продуктов проекта и рефлексия, то есть размышления над новым знанием, приобретённым опытом. На данном этапе осуществляется не только оценка результатов проектной деятельности, но и определяются задачи для создания новых проектов. При этом демонстрируется вклад каждого ребенка, родителя и педагога ,

    возвращаясь к цели (получилось ли, что хотели). Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

    Исследовательская деятельность

                                               «Для ребенка естественнее и пoтому гораздо легче                        

                                                постигать новое, проводя собственные                    

                                                исследования – наблюдая, ставя эксперименты,               

                                                делая на их основе собственные суждения и                        

                                                умозаключения, чем получать уже добытые кем-то

                                                знания в «готовом виде» (А.И. Савенков)

    Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; - это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.Хочу такой сайт

    Исследовательская практика ребенка – дошкольника – это один  из основных путей познания окружающего мира.

    Увидеть проблему можно путем наблюдения и элементарного анализа действительности. Проблемами для исследований могут стать такие вопросы, как «Почему качаются ветви деревьев?», «Почему светит солнце?», «Почему осенью растения увядают, теряют листья, желтеют?»

    Познавательная задача всегда содержит вопрос. Она включает некоторые известные и неизвестные данные. Дети выдвигают свои предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Таким образом, у детей возникает интерес к исследуемому явлению.

    Существует ряд методов организации поисково-исследовательской деятельности: наблюдение, эвристическая беседа, опыты или эксперименты, учебные исследования, проектная деятельность.

    Наблюдение является непременной частью любого из способов проведения исследований, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

    Опыты или эксперименты используются для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Например, с помощью следующего поставленного опыта можно решить познавательную задачу: прорастут ли семена без воды? 

    Проведение элементарных опытов с ними пробуждает любознательность, позволяет познать их свойства, качества, возможности, приобщить к красоте окружающего мира. Дети овладевают такими понятиями, как явление, причинно-следственная связь, обусловленность, зависимость, сходство, различие и т. д.

    В МОУ «Ивановская СОШ» создана картотека исследовательской деятельности «Замерзание воды»,  «Таяние снега», «Веселые кораблики» (плавучесть предметов), «Свойства мокрого песка», «Воздух невидим», «Передача солнечного зайчика», «Потребность растений в воде»

    Строительство и конструирование

     Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Созданные постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение. Типы конструирования:

    • Техническое
    • Художественное

    Дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. Они моделируют их основные структурные и функциональные признаки.  В художественном конструировании дети, создавая образы, выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму.

     К техническому типу конструкторской деятельности относятся:

    • конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы);
    • из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков.

     К художественному типу к. относятся конструирование из бумаги и из природного материала. Пример: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п. Пример: веселый клоун, худой простофиля - волк, прекрасный принц и т.п.

    Виды конструирования в детском саду. Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования:

     1. Конструирование из строительного материала; Этот вид наиболее изучен, используется в работе с детьми с раннего возраста. При этом Л. Парамонова в своем исследовании отмечает, что целенаправленное и систематическое обучение именно этому виду конструирования в практике отсутствует. В основном оно используется во взаимосвязи с игрой при обучении детей раннего и младшего дошкольного возрастов. Воспитатель вместе с детьми раннего возраста (до 3 лет) строит кроватку и укладывает куклу спать, строит башенку, на которой будет сидеть птичка; ворота — через них будут ездить машинки и т.п., то есть организуется так называемое «сюжетное конструирование» (С.Л.Новоселова). В работе с детьми младшего возраста в основном используются образцы простейших конструкций практически той же тематики (стол, стульчик, лесенка и т.п.).

    2. Конструирование деталей конструкторов; Конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления (пазы, штифты, гайки, шипы и т.д.), так же, как и конструирование из строительного материала, относиться к техническому типу конструирования. Основные детали конструкторов имеют геометрическую форму, и их соединение в разных комбинациях позволяет в основном отображать реально существующие объекты, моделировать их структуру с точки зрения функционального назначения каждого. Вместе с тем дети могут придумывать образы, не существующие в жизни или в их опыте, и создавать конструкции «волшебной мельницы», «робота», «великана» и т.п. Этот вид конструирования до сего времени относился к сложной деятельности, носящей репродуктивный характер. В основном его использовали в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Собирая разные модели по рисункам и схемам, имеющимся практически в каждом конструкторском наборе, дети занимались достаточно трудоемкой деятельностью сборно-разборного характера. Для успешного воспроизведения рисунка, схемы детям необходимо, как уже говорилось ранее, уметь правильно их «читать», мысленно переводить объёмные предметы, части, детали в плоскостные, и наоборот.

    3. Конструирование из бумаги, картона; Этому виду конструирования обучают только в процессе непосредственно образовательной деятельности. Обучение строится лишь на подражательной основе — используются образцы, показ и подробное объяснение процесса изготовления каждой поделки. Заметим, что попытка уйти от такого рецептурного метода была сделана В. Лиштван при использовании выкроек с разметками. Однако это не дало существенных результатов. Основными причинами традиционно сложившегося подхода к обучению конструированию из бумаги являются, во-первых, объективно существующие сложности этой деятельности (большое количество операций, последовательность которых можно запомнить только механически, в результате чего они не складываются у ребенка в единое целое — способ); во-вторых, невозможность практически опробовать найденное решение и исправить его в случае необходимости (складывание, надрезание и т.п.). При таком обучении каждый способ оказывается «привязанным» к конкретной поделке и существует для ребенка только в контексте ее изготовления. В результате этого не происходит обобщения способов конструирования и ребенок не пользуется ими для создания других поделок.

    4. Конструирование из природного и бросового материала; Традиционная методика обучения этому виду конструирования, так же, как и конструированию из бумаги, строится на подражательной основе. Некоторые относят этот вид конструирования к ручному труду (Ф. П. Филенко, Э.К.Гульянц, И.Я.Базик и др.). Детей учат воспроизводить образцы, отражающие в основном структуру образа, что характерно прежде всего для технического конструирования, а также создавать конкретные поделки из конкретного природного материала: бусы, человечков, ослика — из желудей; коробочку, поясок, закладку — из бересты и т. п. При этом совсем не используется специфика самого природного материала (богатство его форм, цвета, фактуры, его многофункциональность и т.п.), позволяющая не только отображать, но и выражать свое отношение, т.е. строить художественный образ, что особенно значимо для развития детского воображения и творчества.

     5. Конструирование из крупногабаритных модулей; Использование крупногабаритных мягких модулей, появившихся сравнительно недавно в качестве средства объемного и плоскостного конструирования, наиболее соответствует умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста (5 — 7 лет). Крупные модули бывают объемные и плоскостные, что позволяет создавать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции. Крупномасштабное конструирование с использованием разнообразных по форме, цвету и размерам модулей предоставляет детям уникальную возможность осваивать большие площади помещений, что существенно влияет на развитие их пространственных ориентировок. И в отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создавать конструкции для игр, спортивных соревнований.

    Самообслуживание и элементарный бытовой труд

    Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)

    Общий и совместный труд 1.«Правильно моем руки». Чтение потешки «Водичка-водичка».

    Формировать у детей базовые культурно-гигиенические навыки, учить правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик.

    «Самый аккуратный»:

    Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку. Знакомить с элементарными правилами этикета.

    1. «Помогаем педагогу готовиться к занятию»

    2. «Помогаем накрывать на стол»: расставлять салфетницы, хлебницы,

    3. «Сбор каштанов» для изготовления поделок

    4. Наведение порядка в песочнице.Хочу такой сайт

    «Наводим порядок на участке»

    1. «Аккуратная прическа».

    Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания. Учить пользоваться индивидуальной расческой, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала.

    2. «Полотенце пушистое»:

    Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно пользоваться индивидуальным полотенцем, вешать его на место (в свою индивидуальную ячейку).

    «Уборка в книжном уголке»:

    «Убираем строительный материал»:

    «Дежурство в уголке природы»: полив комнатных растений.»

    Уборка на групповом участке.

    Использование информационных технологий

    Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

    Использование информационных технологий помогает педагогу повысить мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

    - обогащение детей знаниями в их образно – понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

    - облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;

    - возбуждение живого интереса к предмету познания;Хочу такой сайт

    - расширение общего кругозора детей;

    - возрастание уровня использования наглядности на занятии;

    - повышение производительности труда педагога.

    Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно – временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

    Информационные технологии значительно повышают эффективность и качество воспитательно-образовательного и учебно-воспитательного процесса, в частности, они позволяют педагогам находить оптимальные способы и методы овладения детьми старшего дошкольного возраста компьютерными средствами в момент перехода от синтезирующего восприятия к аналитическому, от образного мышления к логическому, от символической базы обучения к теоретической.

    В связи с этим создано большое количество компьютерных развивающих игр для детей разного возраста, которые тренируют координацию движений, внимание, память, логику и умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Такие игры формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств для осуществления своей деятельности. При этом важно, чтобы дети не попали в зависимость от своего «компьютерного друга», а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению. Так, считается, что за компьютером дети могут играть вместе, находя общее решение. Взрослые только помогают детям советами. Такие совместные игры помогают снять ряд трудностей в общении детей.

    Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля, а также помогают развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию. Занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

    Структурирование образовательного процесса

    Структура образовательного процесса составляет единство и взаимосвязь его компонентов: целевого, содержательного, организационно-деятельностного, контрольно-оценочного и эмоционально-мотивационного

    Учебный день делится на три блока:

    1. Утренний образовательный блок :

    • Совместную деятельность воспитателя с ребенком,
    • Свободную самостоятельную деятельность детей;

    2. Развивающий блок: представляет собой организационное обучение в форме ООД;

    3. Вечерний блок:

    • Кружковая деятельность / индивидуальная работа
    • Самостоятельную деятельность ребенка и его совместную деятельность с воспитателем
    • Организационное обучение в форме занятий;

     Педагогам предоставляется право варьировать место деятельности в педагогическом процессе, интегрируя (объединяя) содержание различных видов и форм в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания. Воспитатели и узкие специалисты координируют содержание проводимых занятий, осуществляя совместное планирование, обсуждая достижения и проблемы отдельных детей и группы в целом.

    Объём нагрузки в течение недели соответствует санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).

    Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Одной теме в среднем уделяется 1-2 недели.

    Организованная образовательная деятельность может осуществляться в первую и вторую половину дня.

    При построении образовательного процесса,  учебную нагрузку следует устанавливать, руководствуясь следующими ориентирами:Хочу такой сайт

    - максимально допустимое количество учебных занятий в первой половине дня в младшей, средней и старшей группах не должно превышать двух занятий, а в подготовительной группе - трех;

    - их продолжительность в младшей и средней группах - не более 10 - 15 минут, в старшей - не более 25 минут, а в подготовительной - 25 - 30 минут;

    - в середине занятий необходимо проводить физкультминутку;

    - перерывы между занятиями должны быть не менее 10 минут;

    - занятия детей старшего дошкольного возраста во второй половине дня могут проводиться после дневного сна, но не чаще двух - трех раз в неделю;

    Домашние задания воспитанникам ДОУ не задают. С целью переключения детей на творческую активность, для снятия физического и умственного напряжения, повышения эмоционального тонуса организма в режим всех возрастных групп введено проведение ежедневных игровых пауз между организованной образовательной деятельностью длительностью не более 10 минут. Проведение физкультминуток является обязательным при организации и проведении образовательной деятельности статического характера, содержание их определяется педагогом индивидуально. 

    Для профилактики утомления организованная образовательная деятельность познавательной направленности чередуются с организованной образовательной деятельностью художественно-эстетического направления.

    Комплексно - тематическое планирование 

    Учебный план организованной образовательной деятельности

    Годовой календарный учебный график

    Годовой календарный учебный план

    Режим занятий обучающихся (воспитанников)

    Индивидуализация образовательного процесса

    Индивидуализация - это осуществление принципа индивидуального подхода. Педагоги ДОО организуют учебный процесс с учётом индивидуальных особенностей воспитанников, который позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.

    Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.

    Индивидуализированное обучение

    Индивидуализированное обучение происходит одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики) в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

    Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей группы проявляют большой интерес и способности к музыке и даже хотели бы научиться (или уже учатся) играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

    Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие-либо серьезные особенности развития.

    Методы индивидуализации образовательного процесса.

    Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т.д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия.

    Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Например, во время лепки дети планировали вылепить из глины животных. Работа может быть построена таким образом, что дети получают возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и пр.). Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых фигурок. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности. Пример лепки иллюстрирует и другой элемент обеспечения индивидуализации: тщательный отбор материалов. Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных. Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации обучения и учения, поскольку использование различных материалов предполагает естественную индивидуализацию. Важно, чтобы воспитатель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый должен ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними..

    Индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

    Социально-игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства (при грамотной организации работы с ним на основе игровой деятельности)оказывает существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности ребенка, позволяя формироваться готовности к обучению в школе в целом, и обеспечить каждому воспитаннику активный школьный старт. Тем самым, решается одна из важнейших задач ФГОС ДО – осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования в целях обеспечения равного школьного старта детей, в т.ч. не посещающих ДОУ.

    Документы не выбраны

    Изображения.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie